Перейти к публикации
  • Басни дня

    • Крестьяне и прикащик

      Геллерт Х.


      Искусный проповедник, которой приобрел великую похвалу за поучения свои в городе, желая заступить место сельскаго попа, сказывал проповедь, коя сколь хороша ни была, однакож мужикам не понравилась. Нет, говорили мужики, покойной наш батька совсем был не таков; он был великой прошлец в своем деле, и толкуя нам порядочно слово Божие доказывал и по Гречески и по Еврейски; и святых то отцов в свидетельство приводил, а еретиков то проклинал, и такия делал он нам увещевания, что все мы на него глядя плакали.
      Они сказали прикащику, что не хотят иметь у себя сего попа. Да для чегож? опросил их прикащик. Вить мы уже сказали здоровью твоему, ответствовали мужики, что он не таков, как покойной наш батька.
      Прикащик стал с ними спорить, а проповедник увещевать. Но тщетно: они не слушают. Хотя бы пришел и сам Амфион движущий горы и деревья, то и тот бы мужиков уговорить был не в состоянии. Одним словом, прикащик принужден был ему отказать, по тому что все остались упрямо в своем желании.
      Теперь пришел указ. Я едва могу дождаться, пока прикащик его объявит, и ударюся об заклад, что мужикам не удастся сделать по своей воле.
      Указ прочитан, в котором помещик желает принять в свое село сего проповедника, а мужикам приказывает сделать за грубости их жестокой выговор.
      Проповедник начал увещавать мужиков, и сколь они злы ни были, однакож говорил он им кротко и благочинно. К чему ето, вскричал прикащик, говорить с ними с такою кротостию? Ну вы безмозглые судьи, вы дровомели и борноволоки! послушайте! Мне приказано вам объявить, чтоб вы удовольствовались сим проповедником; скажите ж теперь нам, хотители вы его, или нет? Мужики улыбаясь ему ответствовали: ах, со всей охотой полушны милости вашей.
    • Собака, просящая кость у хозяина

      «Посторонние басни» из Бернской рукописи


      Собака увидела, что хозяин ее обедает и держит в руках кость. Попросила она у него эту кость, но он ответил: «Не тебе я ее дам, а тому, кто стережет мой дом днем и ночью». — «Значит, мне, — говорит собака, — потому что это я стерегу его и ночью, когда вы спите, и днем, когда обедаете». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый защищает меня от опасности». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если кто нападет на тебя, то твои друзья только схватятся за мечи, чтобы помочь, а я собственным телом брошусь вперед». — «Не тебе», — говорит хозяин. «А кому?» — спрашивает собака. «Тому, кто первый поможет мне в беде». — «Значит, мне, — говорит собака, — ведь если ты будешь тонуть, то твои друзья бросятся искать челнок, а я прямо брошусь в воду». — «Не тебе». — «А кому?» — «Тому, кто меньше всех любит меня и больше всех притворяется». — «Тогда пропала я, — говорит собака, — не видать мне кости, а получит ее моя хозяйка, потому что это она меньше всего любит тебя и больше всего притворяется».
      Басня учит не просить лишнего и не высказывать всю правду.
  • Новое в разделе «Разное»

    • Стрекоза и Мужик

      Басни из сборника Синтипы


      Кидая по полю пространнейшем глаза,
      В траве крестьянина узрела стрекоза,
      Чтоб бедную ее словить, ползуща брюхом
      И слушающаго, где та сидела, ухом.
      Тут крикнула она тотчас на мужика:
      Ты лучше бы словил орла, иль кулика,
      Из коих выгода ловцам всегда надежна,
      Как словишь же меня, то буду безполезна.
      Что не возпользует трудившагось труда,
      Заботиться о том не должно никогда.
    • Волки и Человек

      Басни из сборника Синтипы


      Зря волки в ручейке одном бычачьи кожи,
      Потупили туда свои глаза и рожи,
      И сильно оныя старалися извлечь,
      Чтоб алчность тем свою насытить и пресечь.
      Но кожи в ручейке глубоко том лежали,
      А волки в воду плыть от страха не дерзали:
      Так сделали они между собой совет,
      Чтоб воду выпить всю, потом и их на свет
      Оттуду вытащить, покушали чтоб волки.
      Мужик приметя то, сказал слова им колки:
      Скорее пропадет ваш хищный, волки, род,
      Неж выпьете сего ручья пространство вод.
      Баснь сказана сия к великому попреку
      Тому безумному на свете человеку,
      Кой в совершенство то старается привесть,
      Чего он силою никак неможет снесть.
    • Лебеди и Гуси

      Басни из сборника Синтипы


      Как гуси сделались друзьями лебедей.
      На поле пастися, не видно где людей,
      Все вместе с оными любовно полетели,
      И паслись столько там травою, сколь хотели.
      Ловцы подкралися, чтоб там их всех слапать:
      Не зная гуси как в нещастьи поступать,
      И телом будучи тяжелые, для скуки
      Со стадом все своим ловцам попались в руки;
      А лебеди хотя свободной видеть свет.
      По легкости своей предприняли полет.
      Изобличаются в сей басни те соседы,
      Которые тогда, как с их друзьями беды
      Случаются, никак им не хотят помочь,
      И в тот же самой час от них уходят прочь.
    • Верблюд желающий рогов

      Басни из сборника Синтипы


      С желанием пришед пред Иовиша верблюд,
      Просил, чтоб голове его приставил уд,
      Котораго зовут рогами все народы.
      Но как сего просил верблюд против природы,
      То бог разгневавшись за глас безумной сей,
      Верблюду уменьшил немножко и ушей.
      Те, кои большаго просить у Бога смеют,
      Теряют часто то, что у себя имеют.
    • Воробей и Птицелов

      Басни из сборника Синтипы


      На мирте дереве взгнездившись воробей,
      Под листием онаго без всяких жил скорбей;
      Приятность там его была, там вся отрада,
      И он не мог сего оставить вертограда.
      Тут сделал птицелов к нему тишайший шаг,
      И беднаго словив свободы птичей враг,
      Тирански убивал без всякия причины.
      Воробчик будучи уж близь своей кончины,
      О я нещастнейший! сказал, разинув рот,
      Что чрез приятной корм теряю свой живот.
      И те, что в роскошах свою жизнь провождают,
      Как невоздержные, нередко пропадают.
    • Птица и Ласточка

      Басни из сборника Синтипы


      Одна из птиц нашед на пашне плод змеи,
      Старалась таке беречь те яйца как свои,
      Увидев ласточка ея там обращенье,
      Зачем ты бережешь эхидны порожденье,
      И что к сему тебя глупую привело;
      Иль хочешь, чтоб змеев умножившись число,
      Сказала, на тебя безумную напало
      Потом чтоб прочих птиц их погубило жало?
      Который муж таких обычаев, как змей,
      Усердию того ты веры не имей.
  • Темы

×
×
  • Создать...